ДВИГАТЕЛЬ ЗМЗ-4062
В теории гидрокомпенсаторы в двигателе ЗМЗ-406 призваны освободить владельцев новых "волг" от необходимости систематически регулировать зазоры в приводе клапанов. На практике хлопот они доставляют больше, чем простые толкатели с коромыслами. Один из способов избавиться от звона клапанов – установить новые гидротолкатели. В продаже встречаются и импортные.
Отсоединяем "минусовую" клемму от аккумуляторной батареи, а провода низкого напряжения от катушек зажигания. Снимаем высоковольтные провода вместе с наконечниками свечей. Сливаем охлаждающую жидкость и снимаем верхние шланги радиатора.
Отверткой, ослабив хомуты, снимаем шланг вакуумного усилителя тормозов, а также большой и малый шланги системы вентиляции картера. |
Отсоединяем провода от датчиков температуры охлаждающей жидкости… |
…и давления масла, пометив или запомнив их положение. |
Разжав скобы, снимаем с них жгут проводов системы управления двигателем.
Ключом "на 12" отворачиваем восемь винтов крепления клапанной крышки… |
… и снимаем крышку. |
Выставляем коленчатый вал в положение ВМТ такта сжатия первого цилиндра (риска на шкиве коленвала должна совпадать с выступом на передней крышке блока цилиндров, а метки на звездочках – напротив верхних кромок головки блока). |
Ключом "на 12" отворачиваем четыре винта… |
… и снимаем переднюю крышку головки блока, стараясь не повредить прокладку. |
Шестигранным ключом "на 6" отворачиваем два винта… |
… и снимаем верхний успокоитель цепи. |
Придерживая крышку гидронатяжителя (она поджата изнутри натяжителем), ключом "на 12" отворачиваем два винта. Снимаем крышку, стараясь не повредить прокладку. |
Вынимаем гидронатяжитель. |
Шестигранным ключом "на 6" отворачиваем два винта… |
… и снимаем средний успокоитель цепи. |
Ключом "на 17" отворачиваем винт крепления звездочки распредвала выпускных клапанов, удерживая вал ключом "на 30", и снимаем звездочку. |
Аналогично снимаем звездочку со второго распредвала. |
Головкой "на 12" отворачиваем четыре винта крепления передней крышки распредвалов. |
Последовательно, по пол-оборота, ослабляем затяжку винтов крепления четырех крышек распредвала – до тех пор, пока пружины клапанов перестанут поджимать вал. Аналогично отпускаем винты второго распредвала и выворачиваем их.
Снимаем переднюю крышку и извлекаем два упорных полукольца. |
Снимаем остальные крышки. |
Снимаем распределительные валы. |
Магнитом извлекаем гидротолкатели. |
Перед монтажом каждого нового толкателя опустите его в емкость с моторным маслом и нажмите несколько раз на гидрокомпенсатор. Компенсатор, заполнившись маслом, перестанет пружинить – станет "твердым".
Собираем двигатель в обратной последовательности, смазав моторным маслом "постели" в головке и крышках, опорные шейки распределительных валов. Распредвал выпускных клапанов – с пластиной для датчика фаз – устанавливаем штифтом звездочки вправо (на виде спереди), а впускных – штифтом вверх. Так они находятся в устойчивом положении. Каждую крышку устанавливаем на свое место согласно порядковому номеру, выбитому на ней. Отсчет начинается с впускных клапанов, от передней крышки. Номер должен быть обращен к наружной стороне головки. Момент затяжки винтов крепления крышек 1,9-2,3 Н·м.
Звездочки монтируем вместе с цепью, начиная с выпускного распредвала. Обязательно убедитесь, что при натянутой правой ветви цепи (глядя спереди) метка на звездочке находится напротив верхней кромки головки блока.
Гидронатяжитель устанавливаем в "заряженном" состоянии, смазав канал в головке блока.
"ЗАРЯДКА" ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЯ
Удерживая корпус натяжителя ключом "на 19", выворачиваем клапан. |
Эта операция требует осторожности. Более надежный прием – свести губки тисков, оставив между ними зазор 19 мм. Установив корпус в тиски как в зев ключа, большой отверткой отворачиваем клапан.
ВНИМАНИЕ! Не зажимайте тисками корпус натяжителя.
Вынимаем из корпуса пружину… |
… и плунжер. |
Промываем все детали в бензине или керосине, обдуваем сжатым воздухом и смазываем моторным маслом.
Из стального листа толщиной 0,8–1,0 мм делаем оправку: вырезаем полосу (ширина около 10–15 мм, а длина 20–25 мм); круглогубцами сгибаем из нее кольцо по диаметру плунжера.
Плунжер устанавливаем в корпус. |
Убедитесь, что запорное кольцо вошло в канавку корпуса. При необходимости заправьте его тонкой отверткой или шилом. |
Устанавливаем самодельную оправку в корпус натяжителя, поджав ею стопорное кольцо. |
В плунжер вставляем пружину и, преодолевая ее сопротивление, заворачиваем клапан в корпус гидронатяжителя. Затягиваем клапан отверткой. |
У правильно "заряженного" натяжителя плунжер должен полностью войти в корпус. Отверткой затягиваем клапан, установив корпус в тиски или удерживая ключом. |
ВНИМАНИЕ. Не нажимайте на выступающий кончик плунжера, а
установив натяжитель в канал головки блока – на сам корпус. Смонтировав гидронатяжитель на двигатель, необходимо привести его в рабочее состояние – "разрядить".
Ключом "на 12" отворачиваем пробку в крышке гидронатяжителя. |
Поворачиваем распредвал впускных клапанов, чтобы цепь не провисала между звездочками, и отверткой через отверстие в крышке нажимаем на натяжитель. Разрядившись, он вытолкнет отвертку. |
Устанавливаем пробку на место. Проверяем совпадение меток на звездочках с верхними кромками головки блока. Дальнейшую сборку и монтаж проводим в последовательности, обратной разборке. Порванные прокладки меняем.
Роман СОЛДАТОВ, Михаил КОВРИГИН, Технический центр ЗР "Тушино"
Использовалась информация с сайта http://www.zr.ru/
|