В последний месяц зимы в салоне редакционной "Волги" заметно потеплело. И не только благодаря приближению весны. А почему? Рассказывает Олег БУДКИН.
Эффективность системы охлаждения в основном зависит от площади радиатора, объема жидкости и скорости ее прокачивания. Еще, разумеется, от разницы температур "воды" и воздуха на улице. Увы – частенько система, особенно у отечественных машин, дает сбои – моторы отчаянно "кипят". Как поступают опытные? Включают на всю мощь "печку" и сохраняют таким образом тепловой баланс двигателя. Хорош такой метод зимой. Летом он годится лишь для больших любителей бани – температура в салоне будет как в парилке.
Владельцы "волг" и "газелей" чаще других сталкиваются с этой проблемой. Мало обычных дефектов, "рассыпанных" сборщиками завода, – еще и в конструкции системы есть просчеты. Вот и потеют они, бедные, за нерадивых.
Выход есть, весьма простой и эффективный: заставить жидкость быстрее циркулировать и тем увеличить теплоотдачу. Как? На московском заводе автотракторного электрооборудования (АТЭ-1) предложили ставить параллельно штатной системе дополнительный электронасос, который должен помочь быстрее прокачивать охлаждающую жидкость.
|
Установочный комплект электронасоса. |
|
Вариант подключения дополнительного насоса к выключателю "печки" (провод показан стрелкой). |
|
Электронасос под капотом "Волги" много места не занимает. |
У такой схемы практически нет недостатков. Даже сломавшись, дополнительный насос не помешает работе штатной системы.
На "402-м" волговском моторе давление, создаваемое штатной и дополнительной помпами, возрастает с 1 до 2,8 кгс/см2. Соответственно увеличивается и скорость циркулирования жидкости по системе.
Как это проявляется? Заводские испытания на ГАЗе показали, что при установке дополнительного электронасоса температура воздуха в цельнометаллическом фургоне "Газель" повышается на 6°С.
Такой насос поставили и мы на редакционную "Волгу" ГАЗ-31029. Для монтажа понадобились дополнительный шланг охлаждающей жидкости длиной около полуметра, пара хомутов и еще "плюсовый" провод в салон для включателя электронасоса. Сам насос установили на правом брызговике в моторном отсеке. Включили и с удовлетворением отметили – в салоне его не слышно.
Уже в первой поездке мы ощутили перемену: на улице был мороз, а внутри "Ташкент" – как в хороших "Жигулях". Теплый воздух продолжал поступать в машину, даже когда мотор не работал – жидкость, нагнетаемая электронасосом, проходит через радиатор "печки". Кстати, такая циркуляция "Тосола" на остановленном двигателе весьма для него полезна. Ведь она будет отводить тепло от нагретых частей, снижая значительные тепловые нагрузки на детали. Но увлекаться этим не стоит: насос потребляет ток около 5 А.
В камере, где мы имитировали движение летом в пробке, температура воды в моторе держалась куда стабильнее, чем в штатной системе. Признаков закипания не было вовсе. Это нас весьма порадовало, ведь в Москве дорожная пробка – непременное условие движения (простите за каламбур).
Выявили мы и еще один плюс. Однажды пришлось сливать "Тосол" из системы и вновь ее заполнять. Все сделали легко – включили электронасос и он помог заполнить систему, вытолкав все воздушные пробки за считанные секунды.
В заключение отметим, что ГАЗ уже устанавливает эти электронасосы на "газели", таким образом предупреждая перегрев моторов.
И еще. АТЭ-1 продает эти насосы отдельно. Цена невелика – 109 новых рублей. В комплекте со шлангом, проводами и кнопкой дороже – 220 рублей. Можно его поставить и в заводской мастерской, за это, говорят, возьмут всего 40 руб.
Использовалась информация с сайта http://www.zr.ru/
|