Новости  Карта сервера  Ссылки Поиск
О машине
Устройство
Модернизация
Авто Звук
Закон и автолюбитель
Фото альбом
  Форум
Задайте Ваш вопрос



Координаты для связи
www https://www.volga-gaz.ru
e-mail:
ICQ: 334-436-39
 Модернизация / Схема ступенчатого включения электровентилятора системы охлаждения.

Данная схема предназначена для ограничения стартового тока при включении электровентилятора системы охлаждения. Применение данной схемы гарантирует предохранитель электровентилятора (в ГАЗ-3110 это предохранитель на 30А, расположенный рядом с общим предохранителем бортовой цепи - 60А на левом брызговике моторного отсека) от выгорания в момент запуска вентилятора. Кроме того, такая схема снижает ударные нагрузки на бортовую сеть автомобиля, в том числе и на разгрузочное реле вентилятора.
Особенно актуальна такая схема для вентиляторов, применяемых в машинах с двигателем ЗМЗ-406 (или при установке такого вентилятора на машины с двигателем ЗМЗ-402).

В начальный момент времени, при старте вентилятора, через него течет достаточно большой ток обусловленный переходными процессами в обмотке электродвигателя и повышенным усилием на валу за счет инерционности крыльчатки. Задача данной схемы - ограничить ток через обмотку электродвигателя на время протекания переходных процессов и раскрутки крыльчатки.

Принцип работы схемы заключается в том, что в течении некоторого времени после включения вентилятора напряжение на него подается не напрямую, а через токоограничительный резистор (R1+R2). Пока ток через обмотку вентилятора велик, велико и падение напряжения на резисторе. При этом напряжение на обмотке реле K1 недостаточно для его включения. По мере уменьшения тока (раскрутки вентилятора) падение напряжения на резисторе уменьшается и в некотрый момент напряжение на обмотке реле становится достаточным для его включения. Контакты реле шунтируют токоограничительный резистор и вентилятор оказывается подключенным напрямую к бортовой сети.

При указанных номиналах схема обеспечивает ограничение стартового тока электровентилятора не более чем 12А при напряжении в бортовой сети 14В. Время задержки (ограничения тока) определяется временем переходного процесса в обмотке электродвигателя (в этом плане данная схема работает автоматически - пока ток велик, его следует ограничивать, как только он уменьшается ниже порога ограничения, вентилятор переключается в режим полной мощности).

В качестве блока резисторов R1 и R2 удобно брать т.н. "дополнительное сопротивление", использовавшееся в старых системах зажигания автомобилей ГАЗ (номер детали по каталогу - 1402.3729). Реле использовано стартерное - 3110.3747, рассчитаное на коммутацию токов до 70А.

Данная схема у меня реально работает. Правда, пока на маленьком дополнительном вентиляторе. Обеспечивает плавную его раскрутку в режиме ограниченного тока в течении 1..1.5с с последующим переключением на полную мощность.

Если при использовании большого вентилятора возникнут проблемы с начальной раскруткой (порог ограничения по току слишком мал, чтобы раскрутить крыльчатку), то можно попробовать перенести провод, идущий от сопротивления к вентилятору с клеммы "+" на клемму "С" (одновременно при этом переносится и провод на контакт шунтирующего реле), провод, ведущий к реле вентилятора - с клеммы "К" на клемму "+". Теперь стартовый ток вентилятора (и максимальный стартовый ток всей схемы) будет ограничиваться не суммой номиналов R1+R2, как в предыдущей схеме, а только номиналом R1. При такой схеме включения несколько увеличивается стартовый ток, подаваемый вентилятора. В данном случае порог ограничения тока составит не более 22А (при напряжении питания 14В).

При установке вентилятора от 406-го двигателя на 3110 с 402-м двигателем и дополнительным электровентилятором потребуется еще замена реле вентилятора. Штатно там установлено реле 113.3747-10 (как вариант возможно реле 90.3747-10 или 85.3747), коммутирующее токи до 30А. Для малого вентирятора этого достаточно - его мощность 110Вт, максимальный ток под нагрузкой 14А. Но для большого вентилятора, имеющего мощность 180Вт и максимальный ток под нагрузкой 30А, это реле явно слабовато. Вместо него рекомендуется установить реле 711.3747 или реле стартера 3110.3747. Эти реле рассчитаны на коммутацию токов до 70А.

Однако, если для управления релевентилятора используется Дубнинский блок управления, то могут возникнуть проблемы - максимальный ток управления реле для Дубнинского БУ составляет 0.5А. Так что лучше померять сопротивление обмотки используемого реле и убедиться что оно не слишком мало. Мне показалось, что у реле стартера оно маловато, поэтому при установке большого вентилятора и реле стартера я хочу оставить имеющееся реле 113.3747-10 подключенным к блоку управления, а реле 3110.3747, реально управляющее вентилятором подключить уже к его контактам.

рис 1
рис 1


рис 2
рис 2

Автор: Spider

Использовалась информация с сайта http://www.gazclub.ru/faq/





ГАЗ Клуб
Встречи Волгарей
Киевский ГАЗ Клуб
Челябинский Клуб Волговодов
Конференция на Auto.ru
Кондиционер на Волгу
Ремонт гидроусилителей руля (ГУР)
Микас 7 SPORT
Volga - market
Нижегородского автомобильного клуба Волговодов
Уфимский клуб волговодов - Волга-клуб Уфа
Клуб волговодов Кировской области
ГАЗ клуб сообщество
ГАЗ-Клуб Екатеринбурга
Пермский клуб Волговодов
VolgaSL.ru
Портал для общения Волговодов
Челябинский Клуб Волговодов
Тверской ГАЗ КЛУБ
Автоклуб ВолгаПитер






© 2016
Рейтинг@Mail.ru

www.volga-gaz.ru