Штатный механический вентилятор системы охлаждения на "волгах" обладает лишь одним достоинством – простотой. Недостатков же хоть отбавляй. В жару в пробках его производительности недостаточно – двигатель перегревается. Зимой все наоборот: избыток холодного воздуха не дает мотору прогреться до рабочей температуры. Отсюда его повышенный износ, значительный расход топлива, да и в салоне холодно. Разом избавиться от этих бед можно, установив вместо штатного вентилятора электрический, например, от "шестерки".
Комплект состоит из электровентилятора с кожухом, термовыключателя, переходника для него, реле включения (подойдет реле стартера) и выключателя для принудительного пуска вентилятора. |
Разгибаем стопорные шайбы трех болтов крыльчатки и ключом "на 12" отворачиваем ее от ступицы. |
Двумя ключами "на 10" отворачиваем шесть болтов крепления кожуха вентилятора к радиатору. |
Сдвигаем кожух к водяному насосу, снимаем крыльчатку и кожух. |
Ключом "на 12" отворачиваем четыре болта ступицы крыльчатки… |
…и снимаем ее. Болты заворачиваем на место. |
Сливаем охлаждающую жидкость из радиатора. Установить термовыключатель можно двумя способами. Первый проще, но менее удачный – вместо штатного сливного крана. Для этого нужно изготовить переходник (рис. 1). Но термовыключатель оказывается в тепловой тени и срабатывать будет с небольшим опозданием.
|
Рис. 1. Переходник для установки термовыключателя в гнездо сливного краника. |
Лучше разместить термовыключатель в нижнем бачке радиатора, припаяв к нему гайку-гнездо, подобную той, что на радиаторе ВАЗ-2103, 2106 (рис. 2). |
|
Рис. 2. Гайка-гнездо для установки термовыключателя на нижнем бачке радиатора. |
Ключом "на 12" отворачиваем два болта и две гайки крепления радиатора. |
Для этого необходимо снять радиатор. Ослабляем хомуты и снимаем верхний и нижний патрубки. Снимаем радиатор, размечаем и припаиваем к нижнему бачку гайку-гнездо для термовыключателя, вворачиваем его и устанавливаем радиатор на место.
Примеряем к радиатору электровентилятор в сборе с кожухом. |
Правое отверстие в кронштейне кожуха совпадает со штатным, левые размечаем по месту. |
Сверлом диаметром 7 мм сверлим размеченные отверстия. |
Надеваем на прилегающие к радиатору кромки кожуха разрезанные вдоль куски шланга и окончательно устанавливаем кожух на место. |
Подключаем электровентилятор в цепь согласно приведенной схеме (рис. 3).
Рис. 3. Схема подключения электровентилятора: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – предохранитель 20–30 А; 3 – реле включения электровентилятора (подходит реле стартера); 4 – термовыключатель; 5 – выключатель для принудительного пуска; 6 – электровентилятор. Выключатель 5 не обязателен, но установка его позволяет включать вентилятор, если по каким-либо причинам термовыключатель выйдет из строя. |
Владимир АРБУЗОВ Технический центр ЗР "Можайский"
Использовалась информация с сайта http://www.zr.ru/
|